Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского туризма "КОСМОС" г. Челябинска    ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 

Поход «Юных туристов» в Кыштым под руководством Л.И. Патрушиной

В период с 30 октября по 2 ноября группа юных туристов в количестве 16 человек  из 6 класса школы 155 под руководством Л.И. Патрушиной и Н.Г. Ларюшкиной совершила туристско-краеведческую поездку в город Кыштым и его окрестности.
В Кыштым ходит электропоезд один раз в сутки, поэтому ребята приехали на место проживания около девяти часов вечера, полчаса шли пешком до Станции юных туристов «Странник», что было первым приключением в череде последующих.

Фотоальбом

Мы поселились в старинном особняке Дружинина, одного из управителей Кыштымского завода середины 19 века. Само место проживания поразило нас старинным колоритом, так не привычным для современных детей. После ужина мы погрузились в краеведческую информацию о старинном городе, возникшем в 1757 году во времена освоения Урала. Утром второго дня группа отправилась к главной достопримечательности окрестностей города – Сугомакской пещере. День был пасмурным, но мы бодро шагали по дороге, обходя красивое озеро Сугомак. К пещере подошли около 12 часов. Краеведы Настя и Лиза рассказали об уникальной мраморной пещере с протяженными ходами до 120 метров, и мы отправились внутрь. К сожалению, не у всех детей были электрические фонарики, поэтому пришлось разбиться на пары, чтобы по второму узкому гроту пройти к третьему основному гроту пещеры. Пещера очень понравилась ребятам,  они долго исследовали боковые ответвления, только в колодец решили не спускаться из-за большого количества ребят в группе и отсутствия времени. Главное, что в пещере поддерживается микроклимат, и там теплее, чем на улице, поэтому комфортно, несмотря на темноту. После пещеры была сделана безуспешная попытка подняться на гору Сугомак, до вершины которой мы не дошли из-за кромешного тумана и желания поскорее пообедать, а на вершине и у самой пещеры воды нет. Обеденный привал у найденного у подножья горы родничка занял около двух часов, так как у ребят еще нет навыка бивуачных работ, но доставил массу удовольствий от работы у живого огня. Еда, приготовленная своими руками, оказалась очень вкусной.

УТП Кыштым
Назад в Кыштым мы шли под мелким моросящим дождём, который все усиливался, но красивые окрестные пейзажи и частично замерзшее озеро Сугомак полностью сглаживали впечатления от плохой погоды. Вечером после ужина ребята делились впечатлениями прожитого дня, обсуждали состояние одежды и обуви изучали узлы необходимые туристам.
Второй день был посвящен знакомству с городом. Мы посетили достопримечательности Кыштыма: старинный завод с пыточной башней, Белый дом – усадьбу хозяина железоделательного завода, храмы, как объекты истории и культуры, Народный дом на берегу пруда, сам пруд с набережной, старинные дома. Многие ребята были до этого с родителями в Санкт-Петербурге и даже не догадывались, что малые промышленные города Урала тесно связаны с основателем этого города Петром Первым.  В начале 18 века он издал указ о разведке недр с целью добычи железа и меди, после которого в наш край и потянулись купцы и промышленники, начиная с династии Демидовых. Как много интересного мы узнали, как будто окунулись в историю родного края, да не просто узнали, а потрогали своими руками стены старинных зданий, чугунный фонтан и многовековые деревья в парке Демидовского дома, чугунные перила на старинных мостах через речку Кыштымку. Вернувшись на обед в «Странник», мы посетили музей этого учреждения, да не просто посетили, а узнали о старинном быте, людей живущих в Кыштыме, потрогали своими руками зыбку, в которой растили младенцев, механические устройства для взбивания масла, и помола зерна, ухваты, горшки, чугунки, утюги и многое другое. Но этим не закончилась экскурсия по «Страннику», нам показали лошадей и жеребят, за которыми ухаживают местные ребята и дали на них прокатиться. Восторгам челябинских детей не было предела!


Наша поездка закончилась ночным путешествием на вокзал. Я думала, что уставшие ребята будут спать в поезде, но они, переполненные впечатлениями и общением друг с другом, играли в игры до самого Челябинска.
Что дал нам этот поход? Мы прошли пешком под рюкзаками и без них более 25 километров, оценив свои силы и уровень физической подготовки. Научились дежурить и обслуживать самого себя и группу, в том числе в полевых условиях. Разобрались, в какой одежде и обуви нужно ходить в походы, как работать со снаряжением, выучили 3 узла, научились играть в туристские игры и взаимодействовать друг с другом. Главное узнали много интересной и полезной информации о родном крае, с помощью которой надеемся совершить ещё много походов.

Руководитель группы Лидия Ивановна Патрушина