Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского туризма "КОСМОС" г. Челябинска    ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

В глубь земли. Экскурсия турклуба «Саламандры» в Каштаке. Сентябрь 2010 года.

Мы туристы любим всевозможные приключения, связанные с лесом, природой и друзьями. Спелеология - не исключение. Пробираться в глубь нашей земли так же интересно, как и покорять её вершины. Вот и нам показалось это очень необычным, и, конечно же, наша группа «Саламандры» не смогла отказаться от предложения, вместе с 4 «б» классом посетить Сугомакскую пещеру.

Отправилась группа не полным составом. По разным причинам другие участники группы не смогли выехать в этот воскресный день на природу. Но те,  кто поехал,  горели желанием увидеть новые места  и теперь уже не подняться, как обычно, наверх, а спуститься вглубь.
Выехали мы примерно в 9 утра. Дорога предстояла долгая. Не выспавшийся предыдущей ночью, я очень надеялся отоспаться во время пути в автобусе. Но не тут-то было. Мои весёлые друзья ни на секунду не давали мне сомкнуть глаз, рассказывая смешные истории или спрашивая о предстоящем спуске. Так всю дорогу мы веселились и разговаривали, поэтому два часа в автобусе пролетели незаметно. По прибытии на место мы были слегка шокированы. Посмотреть на Суомакские пещеры приехало очень много людей. В пещеру даже выстроилась небольшая очередь. Но места для стоянки всё-таки было даже больше, чем нужно. Разместились мы без проблем. Отдохнув и перекусив,  решили, что сейчас не самое удобное время для посещения пещеры, так как большое количество людей затруднило бы нашу работу по навешиванию перил и организации спуска в подземный колодец.

Поэтому большой группой  отправились на горы Сугомак и гору Егоза. Подъём занял у нас не более часа, хотя в группе, численностью около шестидесяти человек, шли не только опытные туристы, но и четвероклассники, их младшие братья и сестры, родители, бабушки с дедушками и даже…собаки!  Забавно было наблюдать за маленькими ребятами. Кому-кому, а им точно было не скучно. В глазах детей явно читался интерес и азарт.

По тропе, скрытой от неопытных туристов небольшой горой, мы поднялись до Смотровой площадки. Открывшаяся панорама завораживала! Под нами шумело черно-зеленое лесное море! Никто не упустил возможность запечатлеть себя любимого на фоне уральских гор.

Когда мы почти дошли до вершины горы Сугомак, руководители предложили  детям и родителям, которые плохо идут или устали, подняться на вершину. Остальные пошли ещё дальше на гору Егоза. Егоза выше Сугомака всего на двести метров, но подъем туда достаточно крут и непрост. Самые сильные ребята, а их оказалось довольно много, дошли до самой высокой точки горы. Сфотографировавшись и обследовав вершину,  насладились осенней природой, мы начали спуск. Для кого-то спуститься оказалось сложнее, чем подняться. И куда мы шли быстрее - наверх или вниз - неизвестно.

Когда мы спустились, нужно было готовить обед и отправляться в пещеру осматривать подземные залы и колодец. Приготовление пищи мы возложили на плечи родителей четвероклассников, а сами в это время отправились в пещеру. Я, Алёна Анатольевна ,Татьяна Васильевна и Саша Жуков пошли на разведку, взяв с собой всё необходимое снаряжение.
Людей внизу было и вправду много, благо просторный первый зал пещеры давал возможность уместиться всем. Мы нашли большой камень, пригодный для крепления верёвки. Алёна Анатольевна одела систему самостраховки, остальные встали страховать её. Первый раз спускать человека было действительно страшно, чувствовалась ответственность. Страховать свою маму, когда она спускается в неизвестность, это не шутки. К счастью,  всё обошлось. Спуск был несложным. Ход состоял из двух этажей. Посовещавшись, руководители решили, что на первый этаж можно спустить и четвероклассников. И как раз в этот момент, они зашли в пещеру. Спуск мы производили по двое. Все ребята хорошо лазили, и никаких затруднений не возникло.

Наконец пришло время спускаться вниз и старшим ребятам из нашей группы. Мы полезли не на первый этаж, как наши младшие друзья, а на второй. Должен сказать, что в пещерах этажи считаются вниз, то есть, чем глубже, тем больше этаж. На страховке нас сменили родители.
Расскажу вам, как спуск прошёл у меня. Я защёлкнул карабин, надел каску, и по достаточно широкому проходу начал спускаться вниз. Дальше нужно было протиснуться между большим камнем и стенкой и спустить ноги вниз. Самое коварное в таких спусках то, что ты не знаешь, куда спускаешься. Но я всё же добрался до второго этажа. Там поместилось бы человек пять взрослых, если не больше. Зал был просторным. Ещё дальше спускаться не было смысла, так как опыта у нас всё же не хватало. Подъем вверх был не очень сложным, но движение осложняли скользкие стены колодца, мокрые камни.
Нам казалось, что провели мы в пещере только час, но оказалось – мы не видели солнца три часа! Пока мы отсутствовали, младшие ребята приготовили отличный суп, поели арбуз, поиграли в  «кондалы» и догонялки.
Вернулись мы домой поздно, усталые, но счастливые. Теперь нам подвластны не только горы, но и пещеры!