Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского туризма "КОСМОС" г. Челябинска    ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Чернова Мария о походе на Таганай. 26-28 марта 2011

Вот и зима пролетела. Помню, после ноябрьского похода, когда выпал первый снег и настроение было не ахти, думали, ну вот опять этот снег… лыжи… Я тогда еще подумала, вот отбегаю зимние соревнования и все, а про лыжный поход даже и речи не было! Холод, рюкзак, лыжи, так еще и в палатке мерзнуть - гадость. Сейчас же все абсолютно по-другому.
Поход мы задумали еще в феврале, но из-за обилия соревнований никак не могли выбраться. Весенние каникулы оказались кстати.  Ближе к дате «икс», отпали некоторый ребята в основном из-за болезни, так получилось, что это были главные игроки нашей группы.

Делать нечего, пришлось идти без них.  Я -начпрод. Те, кто хоть раз бывал в этой должности, думаю, прекрасно меня поймут. И так: 9 человек вместе с руководителем. Хм…маловато. Именно тогда, когда я 2 дня потом и кровью составляла меню и рассчитывала продукты, к нам присоединились, ребята 107 школы, в составе 4 человек. Не довольным остался только начпрод, это опять все пересчитывать! Когда же все продукты были рассчитаны, снаряжение роздано, дело оставалось за  малым. Три с половиной часа проведенные в электричке пролетели уж совсем быстро, и довольно весело. С ребятами из 107 школы мы уже были знакомы. Команда «под рюкзак» прозвучавшая возле большого стенда с надписью «Национальный парк Таганай» немного ошарашила меня. Господи куда я ввязалась! Это же три дня постоянного холода, голода и усталости. Но было уже поздно, лыжи как заговоренные сами повели тебя в эту белоснежную неизвестность. Первая ходка была очень веселая, и снежная. Снежная, потому что все были в снегу. Устоять с рюкзаком на лыжах оказалось не так уж и просто, тем более, впереди был спуск, нужно было не только держать равновесие, но и тормозить. Это получилось только у избранных. Как-то так мы и дотянули до первого привала. Там мы и  оценила всю прелесть широких лыж- «бескид», не разу не упавшей Лидии Ивановны. Дальше ходка была в горку и потом снова спуск. Но это уже была не та горочка, с которой мы съезжали в первый раз. Этот спуск был довольно крутой, длинный, да еще и с резкими поворотами. Карина и я первыми додумались попросту снять лыжи пройти этот участок пути пешком. Как оказалось позже, нашему примеру последовали почти все ребята. Спуск привел нас к речке. Первым же делом все пошли пить. Смеялись мы очень громко, чуть ли не до слез, когда Данил благополучно окунулся всей рукой в воду. Конечно, мы смеялись после того, как помогли ему оттуда выбраться. Дальше дорога шла так же в горку, и мы шли пешком. Дойдя до предполагаемого места нашей ночевки, мы были рады, но это был еще не конец… Глаза лезли на лоб от той мысли, что нам нужно расчисть площадку под костер, где снег был нам по пояс! А куда деваться - начали убирать. Разделившись на три группы, первая из которых состояла из мальчиков и пошла за дровами, вторая топтала место для палатки, ну а я, Карина и Яна    (чуть позже к нам присоединилась Аня-дровосек) копали яму для костра. Это занятие оказалось довольно веселым.
Костер разведен, палатка стоит, хорошо, однако! Совершенно случайно, поднимаю  голову наверх и стою как завороженная.
Ты видишь одно из чудес природы. Такие яркие, мерцающие звезды. Завораживает. От такой красоты хочется стоять там вечно и смотреть, смотреть. Темно-синее, хмурое, но чистое небо, усыпано тысячами различных звезд. А когда легкий ветерок покачивает молодые березки, дыхание замирает. Спать.
Морозное утро. Бррр, не хочется вылезать из теплой палатки. Холоднее чем вчера, пасмурно, ветер. Да и есть плохая новость. Вечером потеряли новенький топор. Не нашли и по этому решили оставить метки на дороге и прийти сюда весной, снег сойдет и поищем. Выходим из лагеря без настроения. Путь до Белого ключа был тихим и спокойным.. Мы шли мокрые измотанные, еще этот снег. Снегопад шел с самого утра, и, не внимая нашим просьбам, только усиливался. После Белого ключа нам подвернулась возможность отдохнуть, т.к. тропинка пошла вниз. Все бы ничего, да только один коварный поворот испортил весь настрой. Я ехала в самом конце и на этом повороте наехала, на уже упавшую Карину, и получилась полная каша. Увидев нас в столь необычном виде, ехавшая за мной Яна попыталась затормозить, но ее попытка была тщетна и она тоже весело полетела   лицом в сугроб. Пока мы возились,   пытались встать, сильно отстали от остальной группы, тем более Карина потеряла в снегу перчатку. Увы, времени на ее поиски у нас не было, и нам пришлось оставить ее на память Таганаю. Отстали мы действительно на большое расстояние. И, как назло, нам попалась, можно даже сказать единственная развилка на всем нашем пути. Общим мнением, а точнее последовав приказу Юлии Евгеньевны мы пошли налево, и слава Богу она оказалась права. Ребят догнали мы уже на привале.
А дальше снова только молчание. Мы идем и идем, а дорога все вверх и вверх. Вокруг только снег, много снега. Он везде! И тишина… У всех в голове мелькают разные мысли, кто думает о том что дома его ждут родители, у кого то просто в голове играет мелодия из популярного телесериала, ну а кто то пытается думать о серьезном. О дружбе, верности, возможно предательстве. Будет правильным если я напишу, чем же была забита моя голова в тот момент. Я просто думала, мечтала, предполагала. Это оказалось очень занимательно. Сам, того не замечая, ты забываешь про усталость, про тяжелый рюкзак, который вонзается тебе в плечи медленно и мучительно, про мокрые перчатки, сковывающие твои руки, словно миллионы маленьких льдинок. Мелькнула мысль «А вот если бы в моей жизни не было туризма? Что бы было тогда со мной?» Может, это уже была вовсе и не я. Это был бы совершенно другой человек, со своими мыслями и страхами. Горы могут изменить человека. Заставить его задуматься над теми вещами, о которых он, может даже, слышать не хотел. Еще с древних времен человеку нужно было добывать себе еду, тем самым выживать. Это заложено в генах. Добиваться своей цели, чего бы тебе это не стоило, идти вперед и только вперед. Горы не любят слабых, по этому нужно заявлять о себе, не бояться своих страхов, а смотреть им в глаза, тогда ты сможешь их контролировать. Когда в твоей голове созревают такие мысли становиться легко. Тогда, на Таганае  я поняла одно: человек может все, стоит этого только захотеть. Такими темпами незаметно для меня мы очутились под Откликным. А в голове ни одной мысли. Из- за ужасной погоды мы принимаем решение идти обратно, и ночевать на нашей первой стоянке, т.к. обустроить новый бивуак, мы будем просто не в состоянии, и тропить лыжню в долину сказок на пластиковых беговых лыжах не хотелось никому. Перекусили мы очень сытно и вкусно. И теперь группа туристов, полных сил и оставив рюкзаки, оправились на Плато Дьявола. Я не была там ни разу, и это завораживало меня еще больше. Само название этого места звучит устрашающе. Так легко и в тоже время тяжело, когда на тебя давит всей своей громадной мощью Откликной гребень – огромная скала, похожая на спину окаменевшего дракона. Находясь под большим впечатлением, мы отправились обратно к рюкзакам. Расслабились и вздохнули с легкой грудью?!? Не тут то было, скажу я вам! Самое страшное ждало нас впереди. Спуститься вниз, так еще и без травм казалось нереальным. Спасало только то, что мы имели хоть и не большие, приобретенные на соревнованиях,  умения работать на склоне. Да и с «плугом» мы были «на ты» - для несведущих - это такой способ торможения на склоне. Уверенность в нашей группе была, но вот 107… Наши опасения подтвердились. Вова с Аней спускались довольно хорошо, для ребят занимающихся 1 год даже отлично, а вот Лиля… Ох эта Лиля! Черная молния на лыжах. Про «плуг» или хотя бы «полуплуг» она даже слышать не хотела! Хотя нет слышать то она слышала, когда на огромной скорости наезжала на кого-то из ребят, а тот же ей кричал: «Плуг! Лиля плуг!». Таким образом участь «близкого знакомства в местными деревьями» ждала всех ребят. В общем, примерно так мы и спустились к Гремучему ключу. Там уже желающих ехать за Лилей не нашлось. Впереди был самый крутой спуск на Таганае. Чтобы спуститься без травм, там был придуман один интересный способ. Рюкзак привязывали палками и везли за собой, тем самым он притормаживал тебя. Лиле это конечно мало помогло, но все же. Нашлись и смельчаки: Я и Карина, понадеявшиеся только на палки и «плуг». Мы решили просто выдерживать большую дистанцию и спокойно ехать, а при виде впереди затора из упавших заранее тормозить.
Какой же поход без вершины! Я говорю про ее покорение. В связи с тем, что наш маршрут изменился, мы решили забежать на Двухглавую сопку. Не думали мы, что она окажется такой крутой: 30, а местами даже 40 градусов! Но мы и это сделали. Пугало лишь одно, как мы будем спускаться обратно? Рядом с тропинкой ведущей на вершину был небольшой, но уже обледеневший желоб по которому, скорее всего все люди и спускались. Тогда этот спуск показался нам безобидным. Не буду говорить, кто как ехал, но вышло что скорость была страшной, славу богу, обошлось без травм, только синяки были расплатой за скорость. Отлично повесились. Оставшуюся часть горы шли пешком, но это мало кому   удавалось, ибо кто-нибудь да соскальзывал и ехал кувырком. Не знаю как остальные, а я не жалею. Правда и до самой вершины мы немного не дошли – не было тропы, но я под впечатлением до сих пор.
 А дальше все просто: дошли до старого бивуака, развели костер, поставили палатку, поели. В общем, все как обычно. Спалось тоже хорошо, возможно потому, что этой ночью я и Карина не дежурили вовсе. Даже мое утреннее дежурство не испортило мне настроение. Стало немного грустно, когда мы уже подошли к шлагбауму, который огораживал Национальный парк от города. Делать нечего, остается попрощаться с лесом, ведь мы еще обязательно туда вернемся.
От этого похода я ждала только усталости, холода и моей ненависти к лыжам. Все это, разумеется, было, но в очень малом количестве. Да и за эту зиму я просто приросла к лыжам, как в анекдоте про туриста лыжника, который даже мыться в лыжах ходит.